Меню сайта

Форма входа

Поиск

Мини-чат
 
200

Друзья сайта

Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.


Вдохновение

Статистика

Посетители сегодня

Мысли великих

Разное
Тиц и pr сайта Яндекс цитирования Белый каталог сайтов Регистрация предприятий, готовые ООО, готовые ООО бесплатно, регистрация ЗАО.


Мы тут понемножку.
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная

Регистрация

Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мастерская прозаика » Миниатюры » Миниатюра (значение и история)
Миниатюра
Таня_Баньши-ВАДата: Воскресенье, 06.05.2012, 20:19 | Сообщение # 1
Смотритель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1445
Награды: 3
Репутация: 4
Статус: В быту
МИНИАТЮРА — литературный термин, заимствованный из живописи. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» — название красной краски (киновари или сурика), которая была в употреблении у старинных мастеров миниатюры.
По аналогии с произведениями живописи, термин «миниатюра» применяется и к произведениям художественного слова: как и в живописи, первой характеризующей чертой миниатюры — литературного произведения служат ее небольшие размеры.

Но не всякое небольших размеров произведение носит имя миниатюры. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр. М. называли и монодраму (см.) и одноактовую или многоактовую пьесу, представление которой занимало лишь часть театрального вечера (ср. практику так наз. «театров-миниатюр»); В литературе же прежде всего, из этой области исключаются все лирические стихотворения. Ближе к миниатюре стихотворение в прозе, — но и оно от нее отличается — преобладанием лирического элемента над элементом эпическим. В миниатюре образное, сюжетное начало есть начало, необходимо присущее. Внешний, воспринимаемый мир, а не мир внутренний, воспринимающий — ее предмет.

Миниатюра, взятая с формальной стороны своей, есть произведение эпическое или драматическое.

Но, опять-таки, не всякое небольших размеров эпическое или драматическое произведение носит название миниатюры. Применение этого термина находится в зависимости и от того также взаимного расположения частей, их взаимного соотношения, какое находим внутри каждой данной вещи: «Сцены из рыцарских времен» Пушкина невелики по своему внешнему объему, отлиты в формы объективно-данных образов — и все же миниатюрами названы быть не могут: для этого им недостает внешней законченности фабулы.

Миниатюра, таким образом, есть вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах.

И, однако, даже такое определение не есть определение, вполне отграничивающее миниатюру от других литературных жанров. Так, большинство рассказов Чехова, при всех своих небольших размерах, миниатюрами названо быть не может. Миниатюрность, помимо небольших размеров, предполагает сохранение между составляющими частями тех же самых пропорций, какие существуют в соответствующем большом предмете. В применении к литературе, миниатюрой может быть названа вещь, охватывающая, по объему своих образов или же идей, такую же широкую область, какую охватывает крупное литературное произведение, а не ограничивающаяся одним каким-либо моментом, выхваченным из жизни, вне его общежизненного смысла. Идеальным образом подобного миниатюрного письма может быть названа маленькая драма Метерлинка „L’intérieur“ где на нескольких страницах разворачивается перед нами мистическая суть жизни, постигнутая тайным видением поэта. (Вообще, развитие миниатюры в эпоху символизма знаменательно и понятно: ибо символизм — не есть ли это умение уловить в малом — большое, в случайном — неслучайное, в небольшой вещи — весь мир, «как солнце — в малой капле воды»?).

Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие ее чисто-формальные особенности, которыми она отличается от крупного по объему произведения. Среди них на первом месте — тщательность отделки. Здесь — полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требовала острого глаза и уверенной руки. Чистейший образец — миниатюры Пэтера Альтенберга (особенно книга «Как я это вижу»).

Автор: Валентина Дынник.
Источник


 
Таня_Баньши-ВАДата: Воскресенье, 06.05.2012, 20:23 | Сообщение # 2
Смотритель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1445
Награды: 3
Репутация: 4
Статус: В быту
Как описывает миниатюру некий Скаерман.

Сразу оговорюсь, что именно я подразумеваю под миниатюрой. Миниатюра - это сюжетно завершенный рассказ объемом до 5000 знаков (или, приближенно говоря, на 2 вордовские страницы, написанные 12 кеглем через одинарный интервал). Будем также исходить из того, что превышать этот объем автору не стоит.

Миниатюра - это просто!

Такая мысль вполне имеет право на существование и, более того, первой приходит на ум. В самом деле, что стоит написать какие-то 2 несчастные страницы или того меньше? Пришла идейка, садишься, и в перерыв между сериалами или футбольными таймами набрасываешь текст. Потом просматриваешь, убиваешь опечатки - и готово!
Так может родиться шедевр. Или полный бред.

В чем суть такого взгляда на миниатюру? Каждый из нас время от времени пишет, осбенно те, кто проводит часть времени в интернете. То ли это письма, то ли это посты в Живой Журнал, то ли на какой-либо форум отчет о поездке в Европу (на деревню к дедушке). У каждого сколь-нибудь активного пользователя интернета появляются небольшие удачные рассказы о том или ином событии, или о тех или иных переживаниях, сомнениях, страхах. О влюбленности, в конце концов.

Потому и отношение к миниатюре такое - несколько поверхностное. Мол, каждый может, невелика работа.

Миниатюра - это сложно.

Давайте посмотрим на миниатюору с другой стороны - как на караван в игольном ушке или подкованную блоху. Когда миниатюра - это не просто веселое бытоописание, а повествование со своей задумкой, внутренней логикой, определенной идеей, которую надо донести. Только маленькое.
Тут и вылазят из всех щелей всякие несуразицы.

Перво-наперво - это огрехи композиции. На двух страницах надо успеть представить героев, дать им характеристику, описать начальные условия, что с ними произошло и что из этого вышло. Достаточно часто миниатюры старадают дисбалансом в композиции. Неспешное начало со множеством подробностей (например: во что была одета героиня или какой системы и с какими примочками автомат в руках героя)вдруг стремительно ускоряет темп, в трех абзацах (а бывает и предложениях!) разрешается ситуация и всё, финиш. Это наиболее часто встречающийся вариант. Бывают и другие вариации на тему непрекращающейся кульминации или неспешной развязки, после которой нужно догадаться - что, собственно, привело героя к этой самой развязке?

Второе - иллюстративность или склетообразность. Малый объем не оставляет возможности лирически поотступать или осовательно расписать всё, что автор вместе с героями думают по тому или иному поводу. А сказать хочется. Вот миниатюра и превращается: в описательной части - в набор слайдов, а в части действия - в пунктирную линию. Теряется гладкость перехода от одной мини-сцены к другой, да и сам переход никак не обосновывается.

Третье - это использование слов и построение предложений. На малом объеме очень хорошо видно, насколько автор умеет работать с предложениями, строить фразы, употреблять те или иные слова. И, если в большом рассказе одно-два неудачных предложения можно и пропустить, то в миниатюре они видны как под прожектором:

Северцев, известный путешественник и экстремал, присоединился к группе спелестологов - исследователей искусственных подземных пещер и ходов, в отличие от спелеологов, изучающих естественные пещеры, - уже после того как были отрыты тоннели в Крыму, - Мраморная пещера в горах Чатырдага оказалась частью такого тоннеля, - на Кавказе и под легендарной Медведицкой грядой в Поволжье, детально обследованной экспедицией "Космопоиска" под управлением Вадима Черноброва.
Это одно предложение, прошу заметить.

Другим ликом этой же проблемы является редактирование рассказа большего объема под миниатюру. Вырезаются прилагательные, причастные обороты, какие-то мелкие детали, слова заменяются на более простые. Текст усыхает - и шикарный букет превращается в гербарий.

Так просто или сложно?

Миниатюру можно текстово решить несколькими различными способами.

Первый: Миниатюра-описание. Автор посвящает миниатюру одной-единственной зарисовке. Это может быть описание природы или описание людей, наблюдающих нечто такое, что оставляет в их душах и сердцах неизгладимый след.

Второй: Миниатюра ситуации или действия. Описаниям уделяется мало места, дается "вводная" и текст миниатюры посвящается тому, как герой или герои проходят и разрешают одну определенную ситуацию. Не стоит путать ее с непрекращающейся кульминацией. В миниатюре действия ситуация имеет начало и конец, чсто - с последствиями.

Третий: Стилизация. Отличным примером миниатюры является притча. Я бы советовал обратить внимание на суфийские притчи или сказания о Ходже Насреддине. Притчу можно использовать для иллюстрации философской идеи или ситуации с парадоксальным выходом, тем самым выводя текст в другую плоскость. Мифологичность и метафоричность также может сыграть добрую службу для подобного текстового решения.

Четрвертый и самый сложный: Работать над текстом и всё-таки писать миниатюру по канонам большого рассказа. Изначально четко представлять себе не только что именно, но и как именно оно будет написано. Например: отвести на вступление 20% объема, действие - 50%, кульминацию - 10%, развязку - 20% и стараться не выходить за эти рамки. Несколько раз прочитать глазами, несколько раз вслух, чтобы выявить все неудачно построенные предложения. Постараться понять: создается ли цельный образ происходящего? И, самое главное - получилось ли сказать текстом то, что задумал автор?

Файл - Свойства - Статистика.

Знаки - всего лишь черточки на белом фоне. Можно следовать этим или другим советам, можно просто писать как на душу ляжет. Но для любого произведения существует лишь одна аксиома - искорка.

Если автору есть чем поделиться, если он хочет на что-то указать, что-то объяснить, рассказать, посмеяться, да просто поразмыслить вместе с героями - искорка проскочит между его текстом и читателем.

Миниатюра очень чувствительна к искоркам. Это, наверное, самый искренний жанр.
Большой текст может тронуть душу искорками включенных в него удачных кусочков-миниатюр. Миниатюра трогает только своей искренностью, своей внутренней искоркой, подаренной автором читателю.

Источник


 
Форум » Мастерская прозаика » Миниатюры » Миниатюра (значение и история)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
     






Copyright MyCorp © 2024

Раскрутка сайтов даром!!! RU-TOP.NET - Бесплатный каталог сайтов
Таня Баньши-ВА © Все права защищены и охраняются законодательством РФ. Копирование материалов без согласия автора запрещено.