Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Начинающему автору [20]
Издательство [3]
Почемучки [5]
Словарь автора [9]

Поиск

Мини-чат
 
200

Друзья сайта

Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.


Вдохновение

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня

Мысли великих

Разное
Тиц и pr сайта Яндекс цитирования Белый каталог сайтов Регистрация предприятий, готовые ООО, готовые ООО бесплатно, регистрация ЗАО.


Мы тут понемножку.
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная

Регистрация

Вход
Главная » Статьи » Начинающему автору

Как написать аннотацию на художественное произведение


Аннотация — это реклама вашей книги. Покажите, что именно вы продаете и для кого предназначается ваш товар, а также дайте гарантии качества. «Скелет» аннотации выглядит примерно так: 

• Декорации: где и когда происходит действие? 
• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя? 
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это «что-то» должно быть крайне важным для него. 
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
 

Писатель Карен С. Уизнер предлагает и такую схему написания аннотации: 

Кто? Что? Почему? Почему нет? 
*** хочет добиться ***, т.к. ему нужно ***, но он сталкивается с ***.
 

Или вы можете заполнить пробелы в следующей схеме: 

____________ хочет ____________, потому что ___________, но он (она) сталкивается с 
(имя героя) (цель) (мотивация) 
___________________________. 
(препятствие на пути к счастью) 


Создав подобный черновик аннотации, вы решите первую задачу: опишете, что за книгу вы хотите опубликовать. Теперь нужно переработать текст так, чтобы он соответствовал потребностям вашей целевой аудитории. Если ваши читатели — люди с неразвитым литературным вкусом, то предложения в аннотации должны быть краткими, без украшательств. Акцент делается на нечто сенсационное, вызывающее или полезное. Читателю обещаются простые удовольствия — смех, страх, удовлетворение любопытства. 

Если целевая аудитория — интеллигенция, то упор надо делать на эстетическом удовольствии от книги и высоком качестве информации. В данном случае приземленная аннотация может убить книгу. Одно дело написать: «Роман рассказывает о педофиле, который сожительствовал с ребенком» и совсем другое: «Перед вами роман о трогательной, мучительной любви зрелого мужчины к 12-летней девочке». Обе аннотации верно описывают набоковскую «Лолиту», но если на обложку поместить первый вариант, то книгу купит охранник из пивного ларька, а образованная барышня даже не найдет этот роман: ведь в магазине на основании аннотации его поставят на полку «Секс и эротика». 

Советы: 

• Не забывайте, что аннотация для издательства и для читателей — это разные вещи. В некоторых случаях они совпадают, в некоторых нет. Редакторами работают люди с высшим образованием и определенной начитанностью, и живут они, как правило, в городах. А целевой аудиторией книги могут быть совсем иные граждане. 
• Не выдавайте желаемое за действительное. Если на бульварном романе будет написано «Новый Довлатов» — это отпугнет и эстетов, и неэстетов. Людям попроще не нравится классика. А тех, кому нравится, не обманешь аннотацией. 

Принципы построения зажигательного рекламного текста 

Американские авторы Чип и Дэн Хэт в книге «Made to Stick» утверждают, что текст, привлекающий внимание людей, обладает следующими качествами: 

Простота 

Текст аннотации должен сводиться к одной ключевой идее и отвечать на вопрос: «О чем эта книга?» Как бы ни было жаль всех остальных красот, их нужно оставить за бортом. Простота — это ключевой момент к пониманию аннотации. 

Неожиданность 

В аннотации должен присутствовать намек на нетривиальность: необычная идея, необычная фраза или хорошая шутка. Если описание книги полностью совпадает с информацией, которой мы уже владеем, нашему вниманию не за что зацепиться. Если же появляется какая-нибудь новая — и даже противоречивая идея — подсознание говорит нам: «Стоп! А это что еще такое?!» 

Но необычность — штука тонкая. Главный секрет: на первый взгляд идея должна казаться странной, из ряда вон выходящей, и лишь через секунду-две человек понимает, что речь идет о логичном явлении или здравом высказывании. 

Кстати, этот прием можно использовать не только в аннотациях, но и в любых текстах и визуальных изображениях. На нем строятся значительная часть анекдотов, шуток, «прикольных фотографий», ярких дизайнерских решений и т.п. 

Но с необычностью очень легко переборщить. Распознавание должно быть чуть замедленным: если этого не будет, идея покажется банальной (слишком быстрое распознавание) или глупой (слишком медленное). 

Нехватка знаний 

Когда человеку интересна какая-то тема, ему хочется подробностей. На этом принципе построены все детективы («Кто убийца?»), триллеры («Как ему удастся выбраться из ловушки?») и многие из любовных романов («Как они смогут преодолеть все препятствия и в конце концов пожениться?»). Интерес может возникнуть и тогда, когда читатель обнаруживает белое пятно в привычном и логичном. Не стоит ждать, что читатель сам задастся нужными вопросами. Автор должен подвести к этому: дать вводную и показать, что для полноты картины не хватает какого-то звена. 

Конкретика 

Абстрактные рассуждения о качестве литературы никого не трогают. «Подобного романа еще не было на белом свете» — такая информация воспринимается как информационный шум. Аннотация должна описывать конкретные действия, задевать конкретные эмоции и описывать конкретные проблемы. Даже если ваша книга посвящена абстракциям, им надо придать земную, реальную форму. Как? Делать аналогии по той же схеме, которая употребляется в пословицах. 

Абстрактная идея «Не следует гнаться за призрачным счастьем, надо уметь ценить то, что есть» отлично трансформируется в «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». 

Убедительность и правдоподобие 

Очень важно, чтобы читатель расценил вашу книгу как достойную прочтения. Самый простой способ — вставить в текст аннотации яркие, запоминающиеся детали, о которых может знать только эксперт. То же самое касается красивого слога: если вы хотите убедить потенциального покупателя, что книга написана изысканным языком, пишите аннотацию в выбранном вами ключе. 

Эмоциональность 

Аппелируйте к эмоциям, рассказывайте не о героях вообще, а о конкретном персонаже. Людям гораздо проще сопереживать не десяткам шахтерам, которых завалило в тоннеле под землей, а шахтеру дяде Васе, у которого есть маленькая дочка и любимая жена. 

Наличие истории 

К аннотации следует относиться как к крошечному рассказу с главным героем и конфликтом. История — это то, что люди запоминают. История конкретна, она может быть эмоциональной и в нее легко вписать элемент неожиданности. Если она проста и написана так, что в нее хочется верить, то вы получите то, что надо: блестящую аннотацию. 

Истории, которые заставляют биться сердца, бывают трех типов: 

1) вызов — когда человек сталкивается с трудностями и преодолевает их; 
2) соединение несоединимого — например, толстая деревенская тетка выходит на сцену и начинает петь как оперная дива; 
3) изобретательность — когда человек придумывает необычное и/или остроумное решение для проблемы.
 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ 

Пустые слова (нехватка конкретики) 

Это очень смешная книга! 

Вам смешно, когда вы читаете такое в аннотациях? Если вы хотите убедить читателя, что книга забавная, вставьте в ее описание шутку. То же самое касается «нежнейшей лирики», «оригинальной философии», «богатого языка» и прочих достоинств. Не рассказывайте, а показывайте на деле, что вы владеете своим искусством: пишите аннотацию в том же ключе, что и основной текст. 

Не верю! (не хватает достоверности) 

Вася Пупкин — открытие в мире литературы последних лет. Он один из самых неординарных писателей сегодняшней России. В его сильной, жесткой прозе сочетается черный юмор и мастерство настоящего прозаика. 

Таких аннотаций — пруд-пруди и ни одна из них не кажется убедительной. 

Что это было? (отсутствие истории) 

Звери, проникающие в деревню, на рассвете... 
Девушка в черном платье... 
Странный сюжет, основанный на реальном политическом скандале! 
Интересно? 
Просто раскройте книгу. И вы не оторветесь от нее до самой последней страницы. 

Вопрос: о чем книга? 

Банальность (нечему удивляться) 


Известный писатель Вася Пупкин с одному ему присущими глубиной и сопереживанием рассказывает удивительные истории о любви и ненависти, об изменах и разочарованиях, о терпении и надеждах, о том, как чувства украшают или уродуют человеческую жизнь. 

Сухость (полное отсутствие эмоций) 

Мужчина и женщина встречаются и расходятся. А потом вновь встречаются через двадцать лет. Кем они могли бы стать, если бы не расстались тогда? Это роман о любви. О стереотипах и о проклятьях, которые навлекаем мы сами на себя». 

Полный набор всех ошибок 

В сборник вошли лучшие фантастические произведения русскоязычных авторов из разных стран мира. Работы тщательно отбирались наиболее авторитетными представителями российской фантастики. Имена, которые вы найдете в этой книге, вряд ли встречались вам раньше, но они, без сомнения, внесут значительный вклад в развитие своего направления. 

Неэмоционально, неубедительно, никакой конкретики, никакой истории, никакого сюрприза. 

ПРИМЕРЫ АННОТАЦИЙ 

Эльвира Барякина «Женщина с большой буквы Ж» 

№ абзаца Текст аннотации Пояснения 

1. В СССР Маргарита Теньшова работала в газете техником третьей категории и целовалась с юным сторожем Димой Кегельбаном. Но после эмиграции в Америку и Дима, и вся ее прежняя жизнь отслаиваются, как старые обои. Даже имя Маргариты становится другим: Мардж Тенш. Ответ на вопрос: "Кто?" 

2. Она открывает литературное агентство в Голливуде. Клиенты считают ее ангелом и дарят ей на день рождения арфу. Она дарит им мешок асфальта — делать взлетно-посадочную полосу для Музы. Описаны декорации. Из этого абзаца также понятно, что роман юмористический. 
3. Мардж бунтует против войны в Ираке, снимается в кино про марсиан, пересказывает новейшую историю и ищет любовь: не только к себе, но и к кому-нибудь еще — неглупому и смешливому. декорации + проблема 

В книге всегда доминирует какая-то составляющая: либо новая необычная тема, либо отношения между героями. В вышеописанном примере тема стара как мир, а вот герои весьма колоритны — поэтому начинаем с героев. Если же главное — тема, тогда надо начинать именно с нее: 

Эльвира Барякина «Белый Шанхай» 

№ абзаца Текст аннотации Пояснения 

1. 1922 год. Богатый, полуколониальный Шанхай охвачен паникой: к гавани подошла военная эскадра — последний отряд разгромленной большевиками Белой армии. Две тысячи русских просят разрешения сойти на берег. Декорации 

2. У Клима Рогова не осталось иного богатства, кроме остроумия и блестящего таланта к журналистике. Нина, жена, тайком сбегает от него в город. Ей требуется другой тип зубоскала: чтоб показывал клыки, а не смеялся. Мужчина с арифмометром в голове и валютой под стельками ботинок. Герой и его проблема 

3. «Лукавая девочка, ты не знаешь Шанхая. Если Господь позволяет ему стоять, он должен извиниться за Содом и Гоморру. Здесь процветает дикий расизм, здесь самое выгодное дело — торговля опиумом, здесь большевики готовят новую пролетарскую революцию». 
декорации + проблема.

Автор: Эльвира Барякина


Источник: http://www.avtoram.com/index.php?razdel=3&article=238
Категория: Начинающему автору | Добавил: Таня_Баньши-ВА (09.06.2012) | Автор: Эльвира Барякина
Просмотров: 1609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]






Copyright MyCorp © 2020

Раскрутка сайтов даром!!! RU-TOP.NET - Бесплатный каталог сайтов
Таня Баньши-ВА © Все права защищены и охраняются законодательством РФ. Копирование материалов без согласия автора запрещено.